Суббота, Февраль 16, 2019
Гордость школы

Одарённые дети будущее России

Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная  в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный  и экономический потенциал города, области и государства в целом.
Одаренный   ребенок   -   это  ребенок,   который   выделяется   яркими,  очевидными,  иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.     
Выявление одаренных детей начинается на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Определение одаренных детей:
°   имеют     более     высокие     по     сравнению     с     большинством интеллектуальные   способности,   восприимчивость   к   учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную  потребность;
°     испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих  равных условиях.
Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной
области науки (подростковый образ).
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но  обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического  склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем  школьном возрасте).

Обучение одаренных детей

При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает  проблема чему   и   как   их   учить,   как   способствовать   их    оптимальному развитию. Программы   для   одаренных   должны   отличаться     от   обычных учебных программ. Обучение таких детей должно отвечать их  существенным потребностям.  Одаренные      дети      обладают некоторыми общими  особенностями, которые должны учитывать учебные  программы для них. К  таким особенностям относятся следующие:
Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений.  Такая  особенность требует широты материала для обобщения.
Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном   обучении,   и   ей   надо   дать   реализоваться   через самостоятельную работу, задания открытого типа,  развитие необходимых познавательных умений.  Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения.
Целенаправленное    развитие  познавательных    процессов    в данной программе поднимает эти способности на  качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.
Обеспокоенность,   тревожность   в   связи   со   своей   непохожестью   
на сверстников.  Включение в учебную программу аффективного компонента  дает возможность ребенку лучше понять себя и свои переживания и ведет к  понятию себя и других.
Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут  быть воплощены в разные формы.
I этап – аналитический — при  выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе  очень важно  организовать урочную и внеурочную деятельность как единый   процесс, направленный   на   развитие   таких,   познавательных способностей учащихся,   где     каждый  ученик  мог  реализовать  свои эмоциональные,  физические потребности.
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие  сферы деятельности в классах II и III ступени.
II   этап - диагностический   —   на   этом   этапе проводится      индивидуальная      оценка      познавательных,      творческих  возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.  
На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам,  сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к  самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой  они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы («мозговые штурмы»), научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает погружение  в культуру функциями системы являются обучение и  воспитание, а  организующим началом – игра.(слёт)
III. этап формирования, развития способностей учащихся.
Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках  которого, с одной стороны, происходит   постепенная переориентация   доминирующей     образовательной     парадигмы     с преимущественной трансляцией по созданию условий для комплекса   компетенций,  которые   рассматриваются,   как способности человека    реализовать    свои    замыслы    в    условиях многофакторного   информационного   коммуникационного   пространства.  Исходя из этого,  формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в школе:
- выработка   проектно-исследовательских   навыков   (проектная методика);
- четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле.

JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval